Общество
Татьяна Гусева

«А что, Михаил Иванович, не завести ли вам стадо овечек у себя на балконе?»

Белорусы, лишившиеся свиней в результате борьбы с африканской чумой, рассказали «Салідарнасці», почему не готовы последовать совету вице-премьера Михаила Русого и заняться овцеводством.

Вице-премьер, а в прошлом министр сельского хозяйства Михаил Русый предложил белорусам, лишившихся свиней в результате борьбы с африканской чумой, заняться разведением овец, гусей или уток.

Многие белорусы возмутились: этим «рациональным» предложением чиновник продемонстрировал, как он далек от сельского хозяйства и простого народа. «А что, Михаил Иванович, не завести ли вам стадо овечек у себя на балконе?», — иронизировала одна из собеседниц.

Напомним, правительство в течение недели намерено разработать ряд мероприятий, которые дадут возможность населению, вынужденному избавиться от свиней в связи с АЧС, в льготном порядке приобретать другой скот. Об этом заявил вице-премьер.

— Или это будет крупный рогатый скот, или овцы, или гуси, или утки — мы проработаем все вопросы и в ценовом отношении, и в плане кормов, поставки комбикормов, если человек хочет иметь дополнительные источники поступлений в свой бюджет, — сказал Русый.

«Чтобы заняться овцеводством, белорусам придется бросить работу»

Житель деревни Суйково Витебского района Валерий Лосев лишился свиней после того, как его деревня оказалась в зоне карантина в связи с объявлением эпидемии африканской чумы.

За уничтоженных свиней Валерий получил от государства по 18 тысяч рублей за килограмм.

— К нам из Минска приезжали, объясняли. Мы поняли, что это не местный беспредел, а по всей стране… Себе дороже с государством бороться, — говорит он.

Критику Лукашенко в связи с хамским отношением к людям, у которых уничтожили свиней, Валерий прокомментировал так:

— После драки кулаками не машут. Сначала вырезали, а потом, оказывается, что ребята погорячились.

Заняться разведением овец Валерий Лосев пока не готов.

— Это такая скотина, за которой постоянный уход нужен, — объясняет собеседник. — Овцам нужен хороший выгул. За гусями и утками нужно следить, чтобы их коршуны не задрали или собаки. С коровами тоже много хлопот: их нужно водить, перевязывать, доить. У нас на деревне коров можно на пальцах одной руки пересчитать. А поросят покормил утром и вечером — вот и вся забота. Хрюкают себе возле сарая, и проблем нет.

По словам Валерия, для того, чтобы заняться овцеводством, белорусам придется бросить работу и заниматься исключительно подсобным хозяйством.

— А я этого сделать не могу: работаю на иностранном предприятии, — говорит он.

«Никто в моей семье баранину не ест. Мы не кавказский народ!»

Год назад, после того, как официальный лидер задал курс на разведение овец, корреспондент «Салідарнасці» побывала на самой крупной белорусской овцеферме - в СПК «Конюхи» в Ляховичском районе.

Сотрудники СПК рассказали, что овцы — животные прихотливые, боятся сквозняков и не могут жить в сырости, в низинах.

Советуют ли профессионалы заниматься белорусам овцеводством?

— С одной стороны, ухаживать за овцами просто: летом и осенью у них должны быть пастбища, — делится в беседе с корреспондентом «Салідарнасці» главный специалист Зинаида, попросившая не называть ее фамилию. — Особого ухода овца не требует. Главное, чтобы было место выгула, зеленые корма.

Во время кампании по борьбе с африканской чумой Зинаида лишилась пятерых свиней.

— Обидно, что здоровых убили и закопали в яму, а не отправили на мясокомбинат. Не такой богатый у нас бюджет, да и очага чумы у нас нет. Интересно, что в то же время на деревенской ферме свиней не тронули, а у людей на подворьях уничтожили, — делится собеседница. — Думаю, президент не знает, что изъятых свиней отправили не на переработку, а в яму.

Главный специалист крупнейшей овцеводческой фермы не собирается заменять в своем хозяйстве свиней овцами.

— Я живу в квартире. Овца не может, как свинья, в закрытом сарае 24 часа в сутки проводить. К тому же свинья — всеядное животное. Все отходы ей скормишь, и не выбросил деньги на ветер.

Как признается Зинаида, овцу она не хочет брать даже бесплатно.

— Ни один член моей семьи баранины не ест. Мы не кавказский народ! Нам сало подавай. Свинью овцой не заменишь.

«Мы продаем овец себе в убыток»

Впрочем, и у предприятия, специализирующегося на разведении овец, есть проблемы и с закупкой поголовья, и с реализацией продукции.

СПК «Конюхи» включен в программу развития овцеводства в Беларуси. Без дотаций развитие производства будет нерентабельным.

— Нам обещают кредиты выделить. Хотим до 2015 года выйти на 12 000 голов. Сейчас у нас проблемы с закупкой. Вот на днях вели переговоры с поставщиком из Украины, который в итоге отказался продавать нам молодняк, сославшись на таможенные правила и требования белорусской ветслужбы.

Связывались и с другими предприятиями, которые либо не имеют документов на вывоз овец из своей страны, либо считают это затратным. В то же время министерство на нас наседает, требует восстанавливать поголовье, а никто помощи не оказывает. А у нас племенное хозяйство. Нам нужно 900 овец мясошерстной породы. Сегодня мы в тупике…

По прогнозам главного специалиста фермы, с расширением производства возникнет проблема сбыта продукции.

— В Брестской области нет ни одного мясокомбината, который принимает баранину. Мы сами переработкой не занимаемся, продаем живым весом. Вот есть у нас баранчик на реализацию. Оршанский мясокомбинат предложил взять по цене ниже себестоимости: они детское питание производят, поясняют, что дороже дать не могут... У нас безвыходное положение! Государственных закупочных цен на баранину не установлено.

Спрос населения уменьшается: поднялись фермерские хозяйства, которые у нас овец закупали. Сейчас к нам не ездят со всей страны, как раньше.

По мнению специалиста, проблема сбыта продукции может решиться за счет оборудования мясокомбинатов линиями по переработке баранины.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)